RU
RU
Получить экспресс аудит бухгалтерии
Получить коммерческое предложение

Бухгалтерское обслуживание интернет магазина

Сергей Печурин
Просмотров: 566
Бухгалтерское обслуживание интернет магазина
Бухгалтерское обслуживание интернет магазина

Рынок Интернет-торговли в России является молодым и динамично развивающимся. Сегодня многие предприниматели, впервые пришедшие в бизнес, сразу начинают его в Интернет, а не в торговом центре или на базаре, как это было раньше. Особенностей у такой торговли очень много, есть свои плюсы и минусы, особенно в налогообложении. Да и порядок расчета прибыли и прочих финансовых результатов имеет свою специфику. Рассмотрим их более подробно.

Особенности регулирования дистанционной торговли

По своей природе торговля через интернет-магазин относится к дистанционной торговле, правовые основы которой регулируются Гражданским и Налоговым Кодексами РФ (далее — НК РФ, ГК РФ), а также действующим в настоящий момент Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее — Правила). При этом, как часто бывает в нашей стране, одни и те же формулировки в различных нормативных актах выглядят по-разному!

Так, согласно п. 2 Правил, дистанционная реализация товаров — это их продажа по договору розничной купли-продажи, заключаемому в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не дающим возможности покупателю непосредственно ознакомиться с товаром.

Однако статьей 346.27 НК РФ установлено, что в целях применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД), к розничной торговле не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в т.ч. посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети. Именно благодаря такой формулировке Интернет-магазины не могут использовать режим ЕНВД для налогообложения своей деятельности, хотя работают на основе договоров розничной купли-продажи!

Плюсы и минусы интернет-торговли

Большинство Интернет-магазинов работают по полному технологическому циклу, включающему в себя все необходимые операции, от момента заказа товара покупателем и до момента доставки этого товара. Так как в современном русском языке нет соответствующего этому термина, то пользуются англоязычным — fulfillment (фулфилмент). Для Интернет-магазинов фулфилмент чаще всего представляет собой обработку всей логистической цепочки заказа, в том числе:

  • прием заказа от покупателя (корзина на сайте, телефон call-центра);
  • проверка наличия товара на складе;
  • подтверждение заказа и обсуждение условий доставки;
  • сборка заказа на складе либо получение от поставщика;
  • доставка товара покупателю;
  • прием оплаты.

Как видим, несмотря на свое название, схема работы Интернет-магазинов значительно отличается  от работы обычных розничных магазинов. В плане экономии затрат к числу плюсов можно отнести отсутствие арендной платы за торговые площади, отсутствие продавцов и дорогостоящего торгового оборудования (прилавков, витрин и т.п.).

К числу минусов можно отнести большие расходы на рекламу, на продвижение продающего сайта в сети (SEO) и иные затраты на маркетинг, расходы на создание сайта и поддержание его работы, расходы на доставку товара до покупателя, затраты на содержание логистических служб (в т.ч. call-центров) и др.

Проблемы при наличных и безналичных расчетах

Особенностью дистанционной торговли является великое множество способов оплаты заказанного товара. Возможна и оплата наличными — как непосредственно в офисе Интернет-магазина, так и через курьера, доставившего товар. Возможна оплата электронными деньгами — как с помощью пластиковых карт (VISA©, MasterCard© и др.), так и через WebMoney©, Яндекс.Деньги©, RuPay©, Контакт© и др. Кроме того, возможен безналичный перевод от покупателя через его банк-клиент.

Соответственно, для бухгалтерии Интернет-магазина возникает ряд вопросов по оформлению поступающих платежей. Основным вопросом в ситуации расчетов с покупателями — физическими лицами будет такой: нужно или не нужно применять контрольно-кассовую технику (далее — ККТ)?

Ответ зависит от способа расчетов. Например, если доставка товара и расчет за него осуществляются наложенным платежом через Почту России или курьерскую компанию, с которой Интернет-магазин имеет договор как с платежным агентом, то в указанных случаях применять ККТ должен платежный агент, который обязан выдать чек плательщику в соответствии с требованиями ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ. Такова позиция ФНС РФ и Минфина РФ (см. от 28.01.2013 № 03-01-15/1-12).

 В большинстве других случаев, независимо от того, наличным или безналичным образом была произведена оплата, применят онлайн-кассы (ККТ) необходимо.

 

Поделиться