Бухгалтерское обслуживание производства
Непрерывно меняющиеся условия хозяйствования, в том числе всевозможные экономические кризисы (как на внешнем, так и на внутреннем рынке), а также прессинг со стороны производителей дешевой, но массовой продукции — все эти негативные факторы заставляют отечественных производителей принимать все возможные меры для повышения конкурентоспособности своей продукции.
В этих условиях важнейшими задачами не только менеджмента, но и учета производственных процессов, становятся оптимизация использования материальных и трудовых ресурсов, уменьшение сбытовых расходов, более рациональное использование накопленной амортизации. При таком подходе умелое использование учетных данных, полученных при оформлении различных технологических процессов, реально помогает предприятию решать поставленные задачи.
Важнейшие вопросы производственного учёта
Учет производственных процессов подразумевает последовательное отражение всех расходов, производимых компанией на выработку конечного продукта. При этом учитывается не только фактический объем затрат на выпуск готовой продукции, но и производится контроль над расходом ресурсов, включая материальные и трудовые. Особое значение при осуществлении бухгалтерского обслуживания производства будут иметь следующие вопросы:
- учёт МПЗ;
- учет процесса производства, включая вспомогательные производства, общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
- учёт незавершённого производства;
- учет готовой продукции.
Так как конечным объектом производственной деятельности является, в первую очередь, готовая продукция, то приоритет отдается расчету её себестоимости, в разрезе выпускаемой номенклатуры. При этом калькулирование продукции должно отвечать требованиям не только бухгалтерского, но и налогового учёта — в зависимости от применяемого компанией налогового режима (например, в соответствии с положениями главы 25 НК РФ).
Пути снижения себестоимости продукции
Очевидно, что решающим условием повышения конкурентоспособности продукции на рынке будет снижения ее себестоимости, а значит и увеличение прибыли от реализации. Самыми распространенными способами для решения этой задачи являются применение новой, более производительной, техники, комплексная автоматизация производственных процессов, совершенствование технологических процессов и т.п.
Однако, в тех непростых условиях , в которых находится современная отечественная экономика, более привлекательным может оказаться снижение себестоимости за счет оптимизации транспортно-заготовительных и сбытовых расходов, совершенствовании структуры управления бизнесом, а также других мероприятий, направленных на более рациональное использование внутренних резервов предприятия. Для структуризации, такие мероприятия можно разбить на группы, например:
- оптимизация использования материальных ресурсов — в т.ч. уменьшение потерь от брака, снижение расходов на доставку и хранение сырья и материалов;
- изменение ассортимента производимой продукции в пользу менее затратных изделий;
- оптимизация сбытовых расходов — за счет диверсификации рекламной деятельности (в т.ч. путем ее расширения в Интернете), уменьшения расходов на доставку и т.п.;
- увеличение производительности труда — например путем пересмотра некоторых норм выработки на одного работника, пересмотре зон по обслуживанию на одного работника и т.д.;
- уменьшение затрат на оплату труда — в т.ч. оптимизация численности за счет совершенствовании системы мотивации персонала.
Решение проблем управления производством
Другой, не менее важной задачей в деле увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции и всего предприятия в целом, является модернизация системы управления. Ведь от степени ее эффективности зависит не только прибыльность компании, но и устойчивость ее положения на рынке.
Для эффективного решения проблем управления существует множество способов, по разному влияющих на деятельность фирмы в зависимости от различных факторов (специфики деятельности, особенностей инфраструктуры и т.д.). Из них можно выделить некоторые, не требующие особых затрат, но дающие хорошие результаты при правильном применении:
- изменение политики управления персоналом — в т.ч. трансформирование работы кадровой службы, изменение структуры профессионально-квалификационного состава работников компании, их мотивации к трудовой деятельности, оптимизация численности в структурных подразделениях (например путем переноса учетной работы в головную кампанию), предоставление различных социальных льгот, пособий и т.д.;
- организация маркетинговых исследований — с целью анализа существующей системы снабжения и сбыта и выявления на основе его результатов более эффективных, надёжных и платежеспособных поставщиков и покупателей, а также новых направлений производства и реализации готовой продукции;
- анализ финансовой политики (включая анализ денежных потоков) — с целью выбора более привлекательной кредитной политики (в т.ч. по привлечению дешевых заимствований), выявления дополнительных ресурсов за счет более гибкого управления дебиторской и кредиторской задолженностью и т.п..
Требования к бухгалтеру производственного предприятия
Для решения перечисленных выше задач производственного учета работники финансовой службы компании и, в первую очередь, ее главный бухгалтер, должны иметь соответствующие навыки и квалификацию. И при этом уметь сочетать требования законодательства и интересы производства.
Как показывает практика, многие учетные специалисты до сих пор считают, что их работа — это правильно составлять проводки по операциям, формировать и сдавать отчетность. Другие задачи, например такие, как логистика запасов или налоговое планирование, их волнуют в последнюю очередь. Поэтому, чтобы быть уверенным в своем главном бухгалтере, руководитель фирмы должен избежать принятия подобного «специалиста» еще на стадии собеседования.
Какими же качествами должен обладать главный бухгалтер производственной организации, какие иметь навыки, и, главное, на что руководитель при найме должен обратить внимание, чтобы понять насколько кандидат в теме? Попробуем кратко сформулировать ответы на эти вопросы с учетом того, что производственная специфика требует от главного бухгалтера (помимо наличия соответствующего образования) следующих знаний и навыков:
- опыт работы в производстве (как правило 3 — 5 лет), понимание специфики конкретных его видов, осуществляемых компанией (преимущество, если работал в той же отрасли);
- наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера (аудитора, налогового консультанта);
- умение мыслить масштабно, в рамках того объема бизнеса, который осуществляется фирмой (сопоставимость предыдущего и потенциального места работы);
- умение анализировать существующие технологические процессы с точки зрения производимых затрат и себестоимости готовой продукции;
- владение компьютерной техникой на уровне продвинутого пользователя, способность применять как специализированное бухгалтерское ПО, так и коммуникационное, быть всегда на связи (почта, телефон, современные интернет-приложения). Преимуществом будет умение работать с существующей на предприятии конкретной информационной системой;
- навыки налогового планирования и оптимизации документооборота, умение работать с юридическими документами (в т.ч. с электронными правовыми базами);
- инициативность при обсуждении вопросов оптимизации бизнеса, готовность принимать решения и брать на себя ответственность;
- наличие организационных навыков при осуществлении контроля за деятельностью подчиненных ему сотрудников (как правило 2 — 3 года).