Бухгалтерское обслуживание стоматологической клиники
Статистика деятельности стоматологических клиник показывает, что в течение первых трех лет работы у них возникают определенные сложности с ведением учета, которые, в свою очередь, приводят к проблемам во взаимоотношениях как с государственными органами (ИФНС, фонды), так и с собственниками клиник.
Дело в том, что учет в стоматологии сложен и требует больших трудозатрат, причем это относится и к бухгалтерскому учету, и к налоговому. Причин этому много, в том числе: разноплановость оказываемых услуг, огромное количество различных МПЗ на балансе (сотни и даже тысячи наименований), наличие собственного производства (например, зуботехнической лаборатории), сложные расчеты по лизингу дорогостоящего оборудования и другие факторы.
Возникающие проблемы учета значительно осложняют деятельность клиники, ведь далеко не каждый бухгалтер в состоянии «потянуть» такую работу. Но это под силу специализированной компании в случае передачи ей учетных функций, позволяющих осуществлять бухгалтерское сопровождение стоматологического центра или аутсорсинг бухгалтерии для стоматологии.
Давайте рассмотрим особенности учета более подробно.
Лицензирование деятельности стоматологической клиники
Без получения соответствующей лицензии клиника не вправе приступить к работе. Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 фед. закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. Его особенности содержатся в «Положении о лицензировании медицинской деятельности…», утв. пост. Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, в том числе:
- перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (включая стоматологию);
- вопросы лицензионных требований к соискателям;
- порядок оформления;
- сроки выдачи и др.
Например, одним из требований к получателю лицензии является наличие принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке (пп. б) п. 4 Положения).
Особенности учета оборудования стоматологического центра
В связи с указанными лицензионными требованиями, вопрос наличия у стоматологического центра соответствующего медицинского оборудования ставится «во главу угла». При этом главной особенностью в деле его приобретения становится, конечно же, его высокая стоимость, т. к. стоматологическая техника относится к разряду высокотехнологичного оборудования.
Поэтому в последние годы у предпринимателей сложилась практика приобретения оснащения для своих клиник на условиях лизинга, что позволяет распределить такие высокие затраты на достаточно длительный период времени (3 – 5 лет).
Однако получение оборудования по лизингу в свою очередь порождает многочисленные сложности с его учетом, т. к. требует оформления как расходов по стоимости самого имущества, так и связанных с ними амортизационных отчислений, а также ежемесячных начислений и оплат лизинговой компании.
Особенности учета длительного протезирования и лечения
Еще одной особенностью стоматологической деятельности является переход некоторых случаев сложного лечения из одного отчетного периода в другой. В первую очередь это касается протезирования зубов, которое предполагает длительный период их лечения и установки протезов. Осложняющим такой учет обстоятельством будет наличие у клиники зуботехнической лаборатории.
В условиях, когда заказ на создание протезов (коронок) был оформлен в одном отчетном периоде, а выполнен – в другом, возникает т. н. незавершенное производство. Причем, в зависимости от положений учетной политики, незавершенное производство при массовом производстве может отражаться в бухгалтерском учете одним из следующих способов:
- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
- по прямым статьям затрат;
- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Если же производится единичная продукция, то незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам (п. 64 ПБУ по ведению бухгалтерского учета в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Дополнительные сложности
Разнообразие услуг стоматологического центра влечет за собой необходимость контроля и учета различных расходных материалов (в огромном ассортименте), медикаментов (в т. ч. подлежащих особому учету), готовых изделий (протезов, коронок) и иного имущества. Кроме того, основанием для оформления многих фактов хозяйственной жизни клиники являются специфические отчетные формы, в том числе:
- медкарты пациентов;
- различные формы отчетов по видам услуг;
- технологические карты расхода материалов;
- производственные отчеты по изготовлению зубопротезной продукции.
Чтобы справиться с такой нагрузкой, в стоматологии должны работать опытные учетные работники, понимающие специфику бизнеса. Однако, как показывает практика, некоторые предприниматели (или руководители) пытаются решить указанные проблемы самостоятельно. При этом, поручая такую работу обычному менеджеру или медицинской сестре, они резко увеличивают риск негативных последствий: как налоговых, так и финансовых. Ведь в учете все взаимосвязано! Поэтому аутсорсинг бухгалтерии стоматологической поликлиники будет лучшим решением в указанных условиях.
Бухгалтерское обслуживание для стоматологической поликлиники
Исходя из перечисленного видно, что учет в стоматологии достаточно сложен и требует постоянного внимания. А значит, руководителю такой организации (или врачу-предпринимателю) необходимо тщательно подойти к вопросу найма своих финансовых специалистов, которые должны обладать соответствующими квалификацией и опытом.
Оптимальным решением всех перечисленных вопросов может стать договор со специализированной организацией на бухгалтерское обслуживание или бухгалтерское сопровождение стоматологической клиники. При аутсорсинге бухгалтерии силами привлеченных специалистов указанные выше проблемы будут решаться в минимальные сроки, позволяя стоматологам экономить время для решения своих прямых задач.