RU
RU
Получить экспресс аудит бухгалтерии
Получить коммерческое предложение

Особенности работы на маркетплейсах, налоги

Андрей Щукин
Просмотров: 49
Особенности работы на маркетплейсах, налоги
Особенности работы на маркетплейсах, налоги

При заключении договоров с маркетплейсами стоит учитывать их индивидуальные особенности, но у них у всех есть как минимум одна общая черта – они заключают агентские договоры с поставщиками, в которых указываются особенности доставки товаров, ценообразование, наличие скидок, расчёты с поставщиками, выплаты агентского вознаграждения и т.д. Договор может называться и по-другому, но его суть от этого не меняется.

Агент (площадка) берёт на себя продажу товаров продавца, их позиционирование, хранение и доставку, также принимает деньги от покупателей и переводит их на счёт поставщика, при этом оставляя себе процент от продаж в качестве агентского вознаграждения. В договоре также указывается от чьего имени будет действовать маркетплейс, от своего имени или от имени принципала (продавца). Например, Wildberries работает от имени продавца, а Ozon совершает сделки от своего имени.

Работать на маркетплейсах могут только те, кто применяют такие налоговые режимы как ОСНО, УСН и НПД (для самозанятых или ИП). Для тех же, кто применяет патентную систему налогообложения, запрещено вести онлайн-торговлю согласно п. 3 ст. 346.43 НК РФ, так как торговля через электронные ресурсы не подпадает под понятие розничной торговли в целях применения патента, соответственно торговать на маркетплейсах нельзя. В данном случае работать с маркетплейсами можно только совмещая патент с УСН, но тогда и деятельность от торговли на интернет ресурсах надо будет проводить отдельно, через УСН, а не патент.

Для самозанятых также есть ограничения, они могут реализовать на маркетплейсах только ту продукцию, которую они произвели сами. Другими словами, они не могут продавать товар, который купили, но могут реализовать продукцию собственного или доработанного производства. Чётких критериев как отличить закупленный товар от товара собственного изготовления, нет. То есть, если, например, купить футболку и нарисовать на ней что-то специальными красками или вышить какой-то узор, то этот товар можно считать продукцией собственного или доработанного производства.

Маркетплейсы не будут проверять кто изготовил продукцию и нести ответственность за последствия не будут. Если вскроется, что самозанятый продавал закупленную для перепродажи продукцию, его могут снять с учёта задним числом. Например, если самозанятый начал перепродавать товары на маркетплейсах с 5 мая, а налоговая узнала об этом 10 августа, то снять с учёта его могут с 5 мая, то есть все сделки, которые самозанятый совершал со дня снятия с учета, не могли облагаться НПД, соответственно вместо 4% (или 6%) от дохода, надо будет оплатить НДФЛ по ставке 13%, а также страховые взносы, это касается самозанятых со статусом ИП и тех, кто не имеет такого статуса, но фактически ведет предпринимательскую деятельность.

Многие, из тех, кто работает на маркетплейсах и использует упрощённую систему налогообложения (УСН), ошибочно считают налоговой базой ту сумму, которую им перечислил агент, то есть за минусом агентского вознаграждения. Это неправильно. Налоговой базой считается полная сумма, перечисленная покупателем маркетплейсу. Например, покупатель оплатил агенту-маркетплейсу 200 000 руб., маркетплейс перечислил продавцу 180 000 руб., оставив себе агентское вознаграждение на сумму 20 000 руб. В данном случае налоговой базой будет считаться сумма, оплаченная покупателем, то есть 200 000 руб. и налог надо исчислить и оплатить из этой же суммы.

При УСН «Доходы» 6% налог исчисляют от полной суммы оплаты покупателем (от налоговой базы). При УСН «Доходы минус расходы» 15%, налог тоже исчисляют от полной суммы оплаты покупателем, а налоговая база может быть уменьшена на расход в виде агентского вознаграждения. Доходы и расходы принимаются к учету по дате отчета о реализации от маркетплейсов.

При применении общей системы налогообложения (ОСНО), никаких особенностей при работе с маркетплейсами нет. Необходимо уплачивать НДС (20%) и налог на прибыль (20%), а для ИП – НДФЛ (13%). Доходы от продаж, расходы на покупку и НДС со стоимости проданных товаров, можно отразить только после получения отчёта о продажах от маркетплейса. Тогда же можно принять к вычету НДС, оплаченный поставщику при закупке проданного товара, а также НДС с агентского вознаграждения маркетплейса.

Маркетплейсы формируют и отправляют все необходимые документы за отчётный период электронно в личный кабинет продавца. В некоторых маркетплейсах можно сформировать сопроводительные документы в личном кабинете, например, накладные на передачу товара или транспортные накладные.

При продажах продавец всегда должен выдавать электронный или бумажный чек покупателю вместе с товаром. Согласно письму № 03-01-15/44636 от 27.05.2020 Министерства финансов, поскольку все оплаты от покупателей поступают агенту, то он и должен выдавать чек и соответственно вести онлайн-кассу. Если ИП или ООО торгуют только через площадки, то вести онлайн-кассу нет смысла, так как маркетплейс сам выдаёт чеки покупателям, указывая свои реквизиты и реквизиты продавца.

Поделиться